Навигация Russiarmy.ru Книга Операции Советских Вооруженных Сил …(1) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В Е…(6) ФАШИСТСКАЯ АГРЕССИЯ В ЕВРОПЕ И ПО…(6) ПОДГОТОВКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА К ОТР…(17) ВВЕДЕНИЕ(17) БОРЬБА СССР ПРОТИВ УГРОЗЫ АГРЕСС…(18) БОРЬБА КПСС И СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕ…(21) СОВЕТСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО НАКА…(26) ПОДГОТОВКА ВЕРОЯТНЫХ ТЕАТРОВ ВОЕ…(33) СОСТОЯНИЕ И БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ВО…(35) СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, РАЗВЕРТЫВАНИЕ И …(43) ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ…(45) ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1941 г. ОБО…(49) ЗИМНЯЯ КАМПАНИЯ 1941/42 г. КОНТРНА…(148) ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1942 г. СТ…(226) КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В С…(285) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПЕРВОГО…(299) Оглавление |
Приказом НКО от 27 декабря 1940 г. требовалось к 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-километровой приграничной полосе. Эта работа к началу войны не была доведена до конца. Более того, на большинстве аэродромов в приграничных округах не имелось даже укрытий простейшего типа для самолетов и личного состава. Накануне Великой Отечественной войны в Военно-воздушных силах вводилась новая система авиационного тыла, сущность которой состояла в том, что вместо отдельных авиационных баз, придаваемых летным частям, создавались батальоны аэродромного обслуживания. Эти батальоны входили в состав территориальных районов авиационного базирования, которые непосредственно подчинялись командующему ВВС фронта. Отделение летных частей от собственного тыла создавало условия для резкого повышения мобильности и маневренности наших ВВС. Однако к началу войны реорганизация авиационного тыла не была закончена, что создавало дополнительные трудности в боевой работе наших ВВС в начальный период войны. Таковы характерные особенности состояния и подготовки ВВС приграничных округов накануне войны. Военно-морские силы СССР накануне войны находились в стадии развернутого строительства большого флота, программа которого была принята еще в 1935 г. Общее направление развития Военно-морских сил СССР шло по линии создания мощного морского и океанского флота, включающего в свой состав корабли всех классов, в том числе тяжелые крейсеры и линейные корабли (от строительства последних не отказывались, несмотря на ограниченные возможности нашей судостроительной промышленности). Большое внимание уделялось развитию подводного флота. Значительная часть новых кораблей начала вступать в строй в конце 30-х годов, а многие из них вошли в состав флотов в 1940—1941 гг. Кроме того, большое количество кораблей всех классов к началу войны находилось в стадии строительства. В связи с быстрым количественным и качественным ростом наших военно-морских сил в конце 30-х годов был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота, возглавивший руководство Военно-морскими силами СССР. К началу войны уровень оперативной и боевой подготовки личного состава флотов был удовлетворительным. При подведении итогов учебы за 1940 г. была отмечена с лучшей стороны подготовка одиночных кораблей и однородных соединений. Однако экипажи значительного количества кораблей, недавно вступивших в строй, и соединения последних являлись недостаточно сколоченными организмами. Причем этот недостаток относился также к лучшим кораблям советских Военно-морских сил. Учения и маневры, проведенные на флотах и флотилиях в конце 1940 г., показали некоторый, но пока еще явно недостаточный сдвиг вперед в вопросах организации взаимодействия при решении сложных тактических задач. В качестве одного из главнейших недочетов в подготовке флотов и флотилий отмечалось несоответствие уровня и культуры боевого управления флотами требованиям ведения современного боя и операции. Указывалось также на недостаточное знание флотами и флотилиями своего театра действий и неудовлетворительное изучение своих вероятных противников. Согласно планам боевой и оперативной подготовки флота на 1941 г. на всех кораблях предполагалось развернуть боевую подготовку в свете новых требований в полной мере с весны 1941 г. и к осени отработать сложные формы взаимодействия разнородных сил флотов в различных видах морских операций. Выполнить намеченные мероприятия в полном объеме помешала война. Войска ПВО страны. К началу войны вся территория страны была разделена на зоны ПВО, которые, как правило, совпадали с территорией военных округов и объединяли войска ПВО, несшие боевую службу на этой территории. Средства ПВО, организационно входившие в состав соединений и оперативных объединений, в состав зон ПВО не включались. Войска ПВО каждой зоны (за исключением авиации) подчинялись соответствующему командующему военным округом через его помощника по ПВО. В аппарате военного округа имелось управление зоны ПВО. Общее руководство войсками ПВО страны осуществлялось Народным Комиссариатом Обороны СССР через имевшееся в нем Главное управление ПВО. Истребительная авиация, выделенная для противовоздушной обороны важнейших центров страны, в состав зон ПВО не входила. Руководство частями истребительной авиации осуществлялось по линии: командующий ВВС Советской Армии— командующий ВВС военного округа. К июню 1941 г. в составе войск ПВО Советской Армии имелись следующие зоны противовоздушной обороны: Московская, Северная, Северо-Западная, Западная, Киевская, Южная, Харьковская, Орловская, Северо-Кавказская, Закавказская, Среднеазиатская, Забайкальская и Дальневосточная. На вооружении войск ПВО находились зенитные пушки среднего и малого калибра, зенитные пулеметы, зенитные прожекторы и аэростаты заграждения. Следует отметить, что 65% зенитной артиллерии среднего калибра состояло из 76-мм пушек образца 1931 и 1938 гг., снятых с производства уже в 1940 г. Пушек калибра 85 мм к началу войны насчитывалось, в войсках приграничных округов ограниченное количество. Общая укомплектованность зенитно-артиллерийскими средствами зон первой полосы (западные приграничные округа) была самой высокой и составляла по орудиям среднего калибра — 95% к штату, по орудиям малого калибра — 90% и: по зенитным пулеметам — 70,6%. Истребительная авиация, выделенная для целей ПВО была укомплектована материальной частью на 60%. По типам самолетов эта авиация состояла из И-15 (1%), И-16 (66%), И-153 (24%), Як-1 и МиГ-3 (9%). Большинство из этих самолетов, за исключением Як-1 и МиГ-3, уступало в скорости даже некоторым типам немецких бомбардировщиков и обладало слабой маневренностью, что крайне отрицательно сказалось на нашей противовоздушной обороне в начальный период войны. Из всего изложенного выше видно, что к началу Великой Отечественной войны как Сухопутные войска, так и Военно-воздушные и Военно-морские силы СССР находились в стадии развертывания, перевооружения и интенсивной работы по освоению новой техники и вооружения. Статья прочитана: 434 |
Новинки Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.) |
© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. |