Навигация Russiarmy.ru Книга Операции Советских Вооруженных Сил …(1) КАМПАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(1) КАМПАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(85) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(86) НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ СОВЕТСКИХ…(94) РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК …(114) ЛЬВОВСКО-САНДОМИРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ (1…(156) РАЗГРОМ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИКА В …(183) НАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ПРИ…(209) ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА В ПРИБАЛТИКЕ К …(210) ПОДГОТОВКА НАСТУПЛЕНИЯ(214) Группировка войск и соотношение…(215) Решения командующих фронтами(215) Использование бронетанковых и м…(217) Планирование боевого использова…(218) Планирование боевого использова…(219) Инженерное обеспечение(220) Партийно-политическая работа(221) Организация тыла и материальное…(223) ВЕДЕНИЕ НАСТУПЛЕНИЯ(225) НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ВОЙСК 3,…(226) НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ВОЙСК 1-…(234) КРАТКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ(239) НАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В КАР…(242) ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬН…(265) ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…(286) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ и ВЫВОДЫ…(327) Оглавление |
Важное место в инженерной подготовке наступления занимали вопросы, связанные с обеспечением перегруппировки войск. Особенно это относилось к Ленинградскому фронту, где на инженерные войска была возложена задача организации и обеспечения переправы 2-й ударной армии через пролив между озерами Чудским и Псковским (ширина пролива 8 км, глубина— 3,3 м). Для выполнения этой задачи были выделены один понтонный полк, три понтонных батальона и два моторизованных инженерных батальона. Эти части осуществляли сборку и содержание паромов, устройство причалов и пирсов, разминирование западного и восточного берегов пролива в районе переправ и ремонт подъездных путей. Всего в районе переправ действовало 13 паромов из парков ТМП под грузы 16 тонн каждый, два парома из парка СП-12 и четыре отдельных понтона этого же парка. Кроме указанных инженерных средств фронта, привлекались переправочные средства Краснознаменного Балтийского флота (25-й бригады речных катеров) — 5 паромов из спаренных тендеров и 18 отдельных тендеров. Буксировка паромов парка ТМП осуществлялась 13 катерами БМК-70 из состава той же 25-й бригады речных кораблей. Особенностью инженерной подготовки во всех фронтах являлась подготовка к обеспечению форсирования рек как при атаке переднего края обороны противника, так и в ближайшей тактической глубине. Все 10 общевойсковых армий, переходивших в наступление 14—17 сентября, должны были при прорыве вражеской обороны форсировать реки, причем четырем из них (3-я ударная, 42-я и 22-я армии 2-го Прибалтийского фронта и 4-я ударная армия 1-го Прибалтийского фронта) предстояло форсировать реки не перед передним краем, а на глубине 2—5 км, т. е. непосредственно после прорыва первой позиции главной полосы обороны. Для примера рассмотрим инженерное обеспечение форсирования р. Эма-Йыги в полосе 2-й ударной армии Ленинградского фронта на 13-километровом участке в районе Кастре, при ширине реки около 100 м. Для форсирования реки было подготовлено значительное количество десантных средств, позволявших переправить II один рейс более 10 тыс. человек. Кроме того, для переправы через рр. Эма-Йыги и Аммэ были заготовлены элементы на шесть деревянных мостов под грузы до 30 т с общей длиной до 360 погонных метров. При эгом элементы трех сборных мостов, предназначенных для постройки через р. Аммэ, были погружены на автомашины, которые должны были следовать за боевыми порядками наступавших войск. Планом инженерного обеспечения наступательной операции армии предусматривалось оборудование 13 десантных пунктов переправ, 12 штурмовых мостиков, 12 паромных пунктов переправ, наводка трех понтонных и постройка трех деревянных мостов. Готовность паромных переправ планировалась через два часа после начала форсирования, а мостовых — через четыре часа. Войскам 1-го Прибалтийского фронта предстояло форсировать рр. Мемеле и Лиелупе, находившиеся непосредственно перед передним краем обороны противника. Река Мемеле в некоторых местах допускала форсирование ее вброд, а р. Лиелупе, имеющая ширину до 125 м и глубину до 1,5 м, представляла значительное препятствие для наступавших войск. Командование 1-го Прибалтийского фронта в целях успешного форсирования рр. Мемеле и Лиелупе приняло решение искусственно понизить уровень воды в этих реках и тем самым достичь возможности форсирования их вброд, что высвобождало большое количество табельных переправочных средств и обеспечивало быстроту форсирования. Для этой цели командование фронта приказало построить на этих реках дерево-земляные плотины, что позволило понизить уровень рек в местах, намеченных для форсирования, с 1,5 м до 20—50 см. Кроме того, в войсках 43-й армии были подготовлены для форсирования р. Лиелупе как табельные, так и местные переправочные средства и подручные материалы. Так, на каждый стрелковый полк дивизии первого эшелона саперы построили из подручных средств по 20 плотиков, грузоподъемностью на одно отделение каждый, и один штурмовой мост для пехоты длиной 100 м. Кроме того, заготавливались элементы для пяти сборных мостов длиной по 70 м каждый. Для переправы основных сил 43-й армии в полосе прорыва намечалось построить шесть мостовых пунктов переправ. Была проведена также работа по подготовке к инженерному обеспечению ввода в сражение и в прорыв вторых эшелонов, резервов и подвижных войск. Так, например, в 3-м Прибалтийском фронте для обеспечения ввода в прорыв 10-го танкового корпуса инженерные войска и дорожные части фронта оборудовали в 12 км от переднего края выжидательный район. Для выдвижения танкового корпуса на рубеж ввода были подготовлены три маршрута дорожными частями фронта. На фронтовые части возлагалась также постройка мостов через р.к Вяйке-Эма-Йыги (один на 60 т и два на 30 т) и оборудование рубежа развертывания. С выходом танкового корпуса на рубеж ввода дальнейшее обеспечение его в инженерном отношении должно было осуществляться штатными саперами (корпусной саперный батальон) и приданными частями усиления (два штурмовых инженерно-саперных и один понтонно-мостовой батальоны). Партийно-политическая работаВ период подготовки наступательных операций советских войск в Прибалтике командиры, политические органы, партийные и комсомольские организации проделали большую политическую работу. Эта работа имела ряд отличительных черт, обусловленных особенностями сложившейся обстановки. К началу подготовки операций Советская Армия одержала новые крупные победы, приблизившие окончательный разгром гитлеровской Германии. Под влиянием выдающихся успехов наших войск среди части личного состава могли возникнуть настроения самоуспокоенности, беспечности и благодушия. С целью предупреждения возможности появления подобных настроений в войсках Ленинградского, 3, 2, и 1-го Прибалтийских фронтов была широко развернута политико-воспитательная работа. Личному составу разъяснялось, что для полного разгрома немецко-фашистских захватчиков потребуется новое, еще большее напряжение всех сил, что успехи советских войск в Прибалтике имеют огромное значение в общей борьбе советского народа против гитлеровской Германии. Статья прочитана: 475 |
Новинки Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.) |
© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. |