Навигация
Russiarmy.ru
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  КАМПАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(1)
  КАМПАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(85)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(86)
    НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ СОВЕТСКИХ…(94)
    РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК …(114)
      ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА В ЦЕНТРЕ СОВЕТС…(115)
      ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОПЕ…(118)
      ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ(121)
      ВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИИ(133)
      РАЗГРОМ ГЛАВНЫХ СИЛ ГРУППЫ АРМИИ…(134)
      РАЗГРОМ ОКРУЖЕННОЙ ГРУППИРОВКИ П…(141)
      КРАТКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ(149)
    ЛЬВОВСКО-САНДОМИРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ (1…(156)
    РАЗГРОМ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИКА В …(183)
    НАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ПРИ…(209)
    НАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В КАР…(242)
    ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬН…(265)
  ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…(286)
  ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ и ВЫВОДЫ…(327)
Оглавление

Военно-воздушные силы в Белорусской операции так же, как и наземные войска, в большинстве своем использовались для решения важнейших задач массированно. Основные силы воздушных армий фронтов, как правило, направлялись на обеспечение наступательных действий ударных группировок фронтов.

Как известно, во время Белорусской операции господство в воздухе находилось на стороне советской авиации. Требовалось лишь удерживать это господство, и с этой задачей авиация фронтов справилась. Всего для этой цели за время операции было сделано около 40 тыс. самолето-вылетов (свыше 41%). Однако эти задачи выполнялись главным образом истребительной авиацией. Бомбардировочная (в том числе авиация дальнего действия) и штурмовая авиация недостаточно наносили ударов по аэродромам противника. За период подготовки и период ведения операции для этой цели было произведено всего около 2400 самолето-вылетов, или 6% всех самолето-вылетов (в том числе силами авиации дальнего действия— 1755 самолето-вылетов). Этим в значительной мере объясняется то, что, несмотря на значительное превосходство нашей авиации в воздухе, противнику удавалось иногда наносить ощутительные удары по нашим войскам (удар по 3-му гвардейскому механизированному корпусу при переправе через р. Березина, по соединениям 2-й танковой армии на подступах к Праге и др.).

Основные усилия штурмовой и бомбардировочной авиации фронтов направлялись на поддержку наземных войск и на удары по объектам противника в его обороне. Всего для этой цели бомбардировочная и штурмовая авиация сделала около 50% всех самолето-вылетов. Авиационная поддержка наземных войск в первый день операции длилась 4—5 часов. С началом ввода в прорыв подвижных войск значительная часть авиации фронтов переключилась на их поддержку.

Важную роль авиация сыграла при уничтожении окруженных группировок, особенно в районе Бобруйска. Окруженная в районе Бобруйска группировка противника, используя слабые места во внутреннем фронте окружения, предприняла несколько попыток вырваться из «котла». Для ускорения ликвидации окруженных войск врага был нанесен массированный удар штурмовой и бомбардировочной авиацией. Свыше 500 самолетов в течение 1 часа 30 мин., сбросив на немецко-фашистские войска около 160 т бомб и выпустив несколько тысяч снарядов, полностью парализовали попытки противника выйти организованно из окружения.

Характерной особенностью в использовании авиации дальнего действия являлось то, что основные ее силы применялись для борьбы с оперативными резервами и железнодорожными перевозками противника, а также для уничтожения крупных баз снабжения и важнейших объектов на поле боя.

За время операции авиация дальнего действия сделала свыше 10 300 самолето-вылетов (из них: удары по аэродромам противника— 1755; удары по войскам врага на поле боя — 1930; удары по резервам и железнодорожным перевозкам — 5884; обеспечение действий партизан — 738).

Несмотря на то что около 60% самолето-вылетов авиация дальнего действия совершила с целью срыва железнодорожных перевозок противника, решить эту задач в операции ей не удалось. Короткие июльские ночи не позволяли держать железнодорожные коммуникации врага под продолжительным воздействием авиации. Разрушенные ночью участки железных дорог противник в светлое время успевал восстанавливать и продолжал нужные ему перевозки.

Важное значение для успеха Белорусской операции имели действия крупных сил партизан, сочетавшиеся с наступлением советских войск. Действуя в тылу группы армий «Центр», партизаны нарушали ее коммуникации и давали советскому командованию ценные разведывательные сведения. При совершении обходов, а также при преследовании противника советские партизаны были хорошими проводниками для наших войск в лесах и болотах Белоруссии. После выхода советских войск на западную границу СССР многие партизаны влились в ряды действующей армии.

Огромный размах Белорусской операции, напряженный характер боевых действий потребовали большого расхода материальных средств. Расход боеприпасов по основным калибрам за время с начала операции по июль включительно составлял 2,5—3,5 фронтового боекомплекта, а по некоторым калибрам и более. В течение августа было израсходовано еще 1 —1,5 боекомплекта. Всего с 23 июня по конец августа было израсходовано 3,5—5 фронтовых боекомплектов. Если учесть, что вес одного боекомплекта всех четырех фронтов с учетом переданных в их состав резервов Ставки Верховного Главнокомандования достигал 90 тыс. т, то общий расход боеприпасов составил свыше 400 тыс. т.

В этой операции был большой расход и горюче-смазочных материалов. Всего за операцию было израсходовано всех видов горючего около 300 тыс. т (в том числе свыше 190 500 т автобензина).

В этой связи целесообразно вспомнить, что за всю войну с Финляндией в 1939/40 г. было израсходовано 215 тыс. т всех видов горючего, т. е. почти на 1/3 меньше, чем за одну Белорусскую операцию.

Расход автобензина с 23 июня по конец июля превосходил первоначальные запасы фронтов в 2—4 раза. Что касается дизельного топлива, I о созданные к 22 июня 1944 г. запасы обеспечили проведение почти всей стратегической операции.

Одной из сложных задач в ходе наступления явился своевременный подвоз материальных средств войскам, особенно после завершения разгрома группировок противника в районах Витебска и Бобруйска. Противник, отступая под ударами наших войск, производил большие разрушения на дорогах. Так, только в полосе наступления 2-го Белорусского фронта разрушение железных дорог достигало 776 км, или 38% всей протяженности железных дорог, намеченных к восстановлению.

 Назад   1   . . .   151   152   153   154   155   156   157   . . .   362   Вперед 
Статья прочитана: 326
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.