Навигация Russiarmy.ru Книга Операции Советских Вооруженных Сил …(1) ЗИМНЯЯ КАМПАНИЯ 1942/43 г. КОНТРНА…(1) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(1) КРАТКИЙ ОБЗОР ЗИМНЕЙ КАМПАНИИ 19…(10) БИТВА ПОД СТАЛИНГРАДОМ. КОНТРНАСТ…(12) ОПЕРАЦИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ СЕВЕРНОГ…(40) ОСТРОГОЖСКО-РОССОШАНСКАЯ И ВОРОНЕ…(52) ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА В ЯНВАР…(65) КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА…(75) ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1943 г. РАЗ…(85) КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В С…(191) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ…(203) Оглавление |
В конце октября 1942 г. английские войска в Египте перешли в наступление из района Эль-Аламейн в западном направлении, а в начале ноября 1942 г. американо-английские войска осуществили десантную операцию на побережье Северо-Западной Африки. Сосредоточивая основные усилия своих вооруженных сил в Африке, правительства США и Англии тем самым оттягивали открытие второго фронта в Западной Европе. Развертывание активных действий в Северной Африке не могло создать серьезных затруднений для фашистской Германии в ведении войны против Советского Союза. В бассейнах Тихого и Индийского океанов японское командование, распылив вооруженные силы по различным направлениям, уже к концу 1942 г. ослабило свои наступательные возможности. В противоположность этому вооруженные силы США и Англии, действующие в указанном районе, получили значительные подкрепления и готовились к переходу к наступательным действиям. К началу зимней кампании 1942/43 г., несмотря на значительные успехи в переключении народного хозяйства на военный лад, экономическое положение нашей страны оставалось тяжелым. В результате немецкого наступления летом 1942 г., как уже было указано, фашистские войска оккупировали районы Дона, Кубани и Северного Кавказа. Утрата этих экономически важных районов значительно сокращала материальные и людские ресурсы нашей страны. Враг временно оккупировал советскую территорию, где до войны находилось 45% всего населения страны. Здесь до войны добывалась значительная часть угля, выплавлялась большая доля чугуна и стали, располагались многие заводы крупной машиностроительной и других отраслей промышленности. Валовая продукция промышленности оккупированных районов составляла 33% всей промышленной продукции страны. На территории, подвергшейся оккупации, находились плодородные земли, составлявшие 47% всех посевных площадей СССР, 45% (в переводе на крупный рогатый скот) поголовья скота, 55% протяженности железнодорожных путей [Н. Вознесенский. Военная экономика СССР в период Отечественной войны, Госполитиздат, 1947, стр. 157.]. Для того чтобы восстановить эти потери, Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство проводили огромную организаторскую работу по мобилизации дополнительных материальных и людских ресурсов для увеличения военного производства. Особенно большое значение в деле увеличения военного производства сыграло успешное перебазирование военной и гражданской промышленности из угрожаемых районов в восточные районы нашей страны. Уже к середине 1942 г. большинство эвакуированных предприятий военной промышленности благодаря усилиям рабочего класса и инженерно-технического персонала превысило достигнутый ими накануне войны уровень военного производства. Одновременно с пуском эвакуированных предприятий Советское правительство неуклонно увеличивало капиталовложения в строительство новых промышленных предприятий. Усилились темпы строительства шахт Кузбасса, военных заводов в Сибири, на Урале, в Поволжье. Только на Урале в 1942 г. было построено промышленных сооружений на 60—70 процентов больше, чем в 1941 г., введено в действие электромощностей в 2,5 раза больше, чем в 1941 г. Огромные трудности в сложившейся обстановке должны были преодолеть труженики сельского хозяйства. В связи с временной оккупацией врагом Украины, Дона, Кубани и других районов Советского Союза посевные площади колхозов к осени 1942 г. сократились по сравнению с 1940 г. почти в два раза. Поэтому перед сельским хозяйством тыловых районов, особенно таких, как Сибирь, Урал, Казахстан, Поволжье, Закавказье, Средняя Азия и другие, стояла задача: хотя бы в какой-либо мере восполнить те огромные потери, которые понесло Советское государство. Преодолевая большие трудности, колхозное крестьянство отдавало все силы на решение этой большой и ответственной задачи. Ценой огромных усилий к осени 1942 г. удалось увеличить посевные площади колхозов тыловых районов на 3,7 млн. га, в том числе по зерновым культурам на £,3 млн. га [Н. Вознесенский. Военная экономика СССР в период Отечественной войны, Госполитиздат, 1947, стр. 94.] Расширились также посевы технических культур в Казахской и Киргизской республиках, Алтайском крае, Новосибирской области, Башкирской АССР и на Дальнем Востоке. Коммунистическая партия и Советское правительство прибывали тружеников села своевременно закончить работы по уборке урожая летом и осенью 1942 г. и досрочно выполнить обязательства по сдаче сельскохозяйственных продуктов государству. Отвечая на призыв Коммунистической партии и Советского правительства, колхозы многих областей страны не только выполнили, но и увеличили поставки зерна и других продуктов государству. Так, колхозы и совхозы Горьковской области в 1942 г. сдали государству зерна на 4,5 млн. пудов больше, чем в 1941 г. Ярославская область на 3,4 млн. пудов, Рязанская на 10 млн. пудов. В том же году колхозы тыловых районов сдали государству мяса в полтора раза больше, чем в 1941 г. Большую помощь Советским Вооруженным Силам в обеспечении фронта оказывал железнодорожный транспорт. Советские железнодорожники не только восстанавливали разрушенные врагом железные дороги, но и строили новые магистрали. Уже в период летне-осенних боев 1942 г. началось строительство важнейших стратегических коммуникаций в районе Волги, по которым непосредственно питались наши войска, действовавшие на сталинградском направлении. Так, южный участок железной дороги Камышин — Сталинград был построен за 100 дней и в августе 1942 г. вступил в эксплуатацию. В сентябре 1942 г. началось движение по вновь построенной железнодорожной магистрали Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск— Свияжск. Продолжалось строительство Северо-Печорской железной дороги, а также железнодорожных магистралей на Урале и в Средней Азии. Статья прочитана: 448 |
Новинки Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.) |
© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. |