Навигация
Russiarmy.ru
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  ЗИМНЯЯ КАМПАНИЯ 1942/43 г. КОНТРНА…(1)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(1)
      КРАТКИЙ ОБЗОР ЗИМНЕЙ КАМПАНИИ 19…(10)
    БИТВА ПОД СТАЛИНГРАДОМ. КОНТРНАСТ…(12)
    ОПЕРАЦИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ СЕВЕРНОГ…(40)
    ОСТРОГОЖСКО-РОССОШАНСКАЯ И ВОРОНЕ…(52)
    ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА В ЯНВАР…(65)
    КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА…(75)
  ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1943 г. РАЗ…(85)
  КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В С…(191)
  ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ…(203)
Оглавление

В конце октября 1942 г. английские войска в Египте перешли в наступление из района Эль-Аламейн в западном направлении, а в начале ноября 1942 г. американо-английские войска осуществили десантную операцию на побережье Северо-Западной Африки.

Сосредоточивая основные усилия своих вооруженных сил в Африке, правительства США и Англии тем самым оттягивали открытие второго фронта в Западной Европе. Развертывание активных действий в Северной Африке не могло создать серьезных затруднений для фашистской Германии в ведении войны против Советского Союза.

В бассейнах Тихого и Индийского океанов японское командование, распылив вооруженные силы по различным направлениям, уже к концу 1942 г. ослабило свои наступательные возможности. В противоположность этому вооруженные силы США и Англии, действующие в указанном районе, получили значительные подкрепления и готовились к переходу к наступательным действиям.

К началу зимней кампании 1942/43 г., несмотря на значительные успехи в переключении народного хозяйства на военный лад, экономическое положение нашей страны оставалось тяжелым. В результате немецкого наступления летом 1942 г., как уже было указано, фашистские войска оккупировали районы Дона, Кубани и Северного Кавказа.

Утрата этих экономически важных районов значительно сокращала материальные и людские ресурсы нашей страны. Враг временно оккупировал советскую территорию, где до войны находилось 45% всего населения страны. Здесь до войны добывалась значительная часть угля, выплавлялась большая доля чугуна и стали, располагались многие заводы крупной машиностроительной и других отраслей промышленности. Валовая продукция промышленности оккупированных районов составляла 33% всей промышленной продукции страны. На территории, подвергшейся оккупации, находились плодородные земли, составлявшие 47% всех посевных площадей СССР, 45% (в переводе на крупный рогатый скот) поголовья скота, 55% протяженности железнодорожных путей [Н. Вознесенский. Военная экономика СССР в период Отечественной войны, Госполитиздат, 1947, стр. 157.].

Для того чтобы восстановить эти потери, Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство проводили огромную организаторскую работу по мобилизации дополнительных материальных и людских ресурсов для увеличения военного производства.

Особенно большое значение в деле увеличения военного производства сыграло успешное перебазирование военной и гражданской промышленности из угрожаемых районов в восточные районы нашей страны. Уже к середине 1942 г. большинство эвакуированных предприятий военной промышленности благодаря усилиям рабочего класса и инженерно-технического персонала превысило достигнутый ими накануне войны уровень военного производства.

Одновременно с пуском эвакуированных предприятий Советское правительство неуклонно увеличивало капиталовложения в строительство новых промышленных предприятий. Усилились темпы строительства шахт Кузбасса, военных заводов в Сибири, на Урале, в Поволжье. Только на Урале в 1942 г. было построено промышленных сооружений на 60—70 процентов больше, чем в 1941 г., введено в действие электромощностей в 2,5 раза больше, чем в 1941 г.

Огромные трудности в сложившейся обстановке должны были преодолеть труженики сельского хозяйства.

В связи с временной оккупацией врагом Украины, Дона, Кубани и других районов Советского Союза посевные площади колхозов к осени 1942 г. сократились по сравнению с 1940 г. почти в два раза. Поэтому перед сельским хозяйством тыловых районов, особенно таких, как Сибирь, Урал, Казахстан, Поволжье, Закавказье, Средняя Азия и другие, стояла задача: хотя бы в какой-либо мере восполнить те огромные потери, которые понесло Советское государство.

Преодолевая большие трудности, колхозное крестьянство отдавало все силы на решение этой большой и ответственной задачи. Ценой огромных усилий к осени 1942 г. удалось увеличить посевные площади колхозов тыловых районов на 3,7 млн. га, в том числе по зерновым культурам на £,3 млн. га [Н. Вознесенский. Военная экономика СССР в период Отечественной войны, Госполитиздат, 1947, стр. 94.] Расширились также посевы технических культур в Казахской и Киргизской республиках, Алтайском крае, Новосибирской области, Башкирской АССР и на Дальнем Востоке. Коммунистическая партия и Советское правительство прибывали тружеников села своевременно закончить работы по уборке урожая летом и осенью 1942 г. и досрочно выполнить обязательства по сдаче сельскохозяйственных продуктов государству.

Отвечая на призыв Коммунистической партии и Советского правительства, колхозы многих областей страны не только выполнили, но и увеличили поставки зерна и других продуктов государству.

Так, колхозы и совхозы Горьковской области в 1942 г. сдали государству зерна на 4,5 млн. пудов больше, чем в 1941 г. Ярославская область на 3,4 млн. пудов, Рязанская на 10 млн. пудов. В том же году колхозы тыловых районов сдали государству мяса в полтора раза больше, чем в 1941 г.

Большую помощь Советским Вооруженным Силам в обеспечении фронта оказывал железнодорожный транспорт. Советские железнодорожники не только восстанавливали разрушенные врагом железные дороги, но и строили новые магистрали. Уже в период летне-осенних боев 1942 г. началось строительство важнейших стратегических коммуникаций в районе Волги, по которым непосредственно питались наши войска, действовавшие на сталинградском направлении. Так, южный участок железной дороги Камышин — Сталинград был построен за 100 дней и в августе 1942 г. вступил в эксплуатацию. В сентябре 1942 г. началось движение по вновь построенной железнодорожной магистрали Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск— Свияжск. Продолжалось строительство Северо-Печорской железной дороги, а также железнодорожных магистралей на Урале и в Средней Азии.

 Назад   1   2   3   4   5   6   7   . . .   226   Вперед 
Статья прочитана: 448
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.