Навигация
Russiarmy.ru
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  КАМПАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(1)
  КАМПАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(85)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(86)
    НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ СОВЕТСКИХ…(94)
    РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК …(114)
    ЛЬВОВСКО-САНДОМИРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ (1…(156)
    РАЗГРОМ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИКА В …(183)
    НАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ПРИ…(209)
    НАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В КАР…(242)
    ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬН…(265)
      ОБСТАНОВКА НА СЕВЕРНОМ УЧАСТКЕ С…(266)
      ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ(269)
        (270)
        Решение командующего войсками 1…(270)
        Планирование боевого использова…(271)
        Планирование боевого использова…(272)
        Организация противовоздушной об…(272)
         Инженерное обеспечение(272)
        Организация управления(273)
        Организация тыла и материальное…(274)
        Партийно-политическая работа(275)
      ВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИИ(276)
      КРАТКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ(283)
  ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…(286)
  ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ и ВЫВОДЫ…(327)
Оглавление

Инженерные войска армии должны были обеспечить сосредоточение и развертывание войск, прорыв обороны противника, маневр и продвижение наступавших войск в глубине обороны противника, форсирование рек, а также закрепление захваченных рубежей и маскировочные работы. Одновременно они дол. жны были вести непрерывную инженерную разведку местности и обороны противника.

Для выполнения поставленных задач 14-я армия к началу наступления имела всего 63 саперные роты, из них штатных саперных рот стрелковых дивизий, бригад и инженерно-саперных частей армии — 24, инженерно-саперных и понтонных рот фронтовых частей усиления — 39. В ходе операции из резерва фронта в состав армии дополнительно намечалось передать 13-ю штурмовую инженерно-саперную бригаду пяти-батальонного состава с парком НЛП.

К началу наступления инженерные войска армии совместно со стрелковыми и артиллерийскими частями, выделенными для этой цели, проложили более 100 км новых гужевых и автомобильных дорог, на которых построили 80 мостов и дорожных труб, и, кроме того, отремонтировали свыше 50 км автомобильных дорог.

В целях маскировки просматриваемых из расположения противника участков армейских и войсковых дорог и районов сосредоточения войск было установлено и отремонтировано 10 170 м вертикальных масок. Согласно плану инженерного обеспечения операции инженерным войскам предстояло выполнить следующие задачи.

Для обеспечения прорыва главной полосы обороны противника полковые и приданные стрелковым полкам дивизионные саперы должны были вести инженерную разведку, проделать проходы в своих заграждениях и заграждениях противника, организовать на них комендантскую службу, а также в составе штурмовых групп уничтожать в опорных пунктах противника не подавленные артиллерией огневые точки, мешающие продвижению наступающих войск.

Для выполнения указанных задач из саперов создавались группы разграждения из расчета по две на стрелковую роту первого эшелона. В каждом батальоне первого эшелона предусматривалось создание одной — двух штурмовых групп, в состав которых выделялось до отделения саперов.

Дивизионные саперы и приданные дивизиям армейские инженерные части усиления должны были расширять проходы в минных полях, нести комендантскую службу на них, разминировать районы огневых позиций, прокладывать колонные пути для вьючного и гужевого транспорта, а также подготавливать и-сосредоточивать у пунктов переправ переправочные средства и имущество и обеспечивать форсирование водных рубежей.

На корпусные, армейские, а также фронтовые инженерные части и подразделения возлагалась постройка для наступающих войск новых и расширение полотна имевшихся дорог.

Следует отметить, что при подготовке операции инженерные части и подразделения, а также штаб 14-й армии не учли все трудности, связанные с подготовкой дорог для наступающих войск, не продумали вопрос организации прокладки колонных путей в конкретных условиях Заполярья, в результате чего, как будет показано ниже, задача своевременной подготовки дорог для наступающих войск в ходе операции выполнена не была, что сказалось на темпах продвижения соединений 14-й армии.

При подготовке операции значительное внимание уделялось разработке мероприятий, связанных с обеспечением действий танков и предстоящего форсирования рек.

Для сопровождения танков и самоходной артиллерии были выделены один моторизованный инженерный батальон и одна моторизованная инженерная рота.

Для форсирования р. Титовка в полосе наступления 131-го и 99-го стрелковых корпусов переправочные средства были распределены между соединениями этих корпусов так, как это показано в табл. 96.

Таблица 96

Мостовые переправы через р. Титовка планировалось создать к исходу первого дня наступления в четырех пунктах на направлении главного удара ближе к основной дороге на Луостари. Постройка мостов в трех пунктах намечалась из табельных переправочных средств и в одном пункте — из подготовленных деталей деревянного моста на жестких опорах. После постройки этих мостовых переправ в резерве начальника инженерных войск армии оставалось два парка ДМП-42.

Одним из крупных недостатков инженерного обеспечения наступления явилось отсутствие заранее подготовленных исходных позиций южнее г. Бол. Кариквайвишь. 72-я и 31-я стрелковые бригады 126-го легкого стрелкового корпуса, занимавшие оборону на фронте г. Бол. Кариквайвишь, выс. 232,7, тесного соприкосновения с противником не имели. Они находились местами в 2—3 километрах от противника и вплоть до 5 октября, когда были сменены 65-й и 114-й стрелковыми дивизиями 99-го стрелкового корпуса, серьезной работы по подготовке исходных позиций для наступления не вели.

99-му стрелковому корпусу за одни сутки (6 октября) до начала атаки пришлось, выдвинувшись вперед, провести в основном только крайне ограниченную работу по примитивному устройству укрытий для техники и войск на исходных позициях для наступления. Так как рыть траншеи в скалистом и каменистом грунте было нельзя, для укрытия войск приспосабливались камни, скалы, а также использовались мешки с наносным грунтом, торфом и песком.

Организация управления

Организация управления и связи во время подготовки Петсамо-Киркенесской операции строилась с учетом особенностей решавшихся задач и условий обстановки.

В операции участвовали сухопутные войска, авиация и соединения Военно-Морского Флота. Всеми силами сухопутных войск и флота, выделенными для проведения операции, управление осуществлял командующий войсками Карельского фронта лично и через свой штаб. Командующий фронтом 29 сентября выезжал в штаб флота, где согласовал все вопросы, связанные с действиями сухопутных войск и сил флота.

Особое внимание обращалось на согласование усилий соединений 14-й армии, наносивших главный удар в операции, с морскими бригадами при действиях их к западу от р. Титовка, а также организацию взаимодействия с десантными отрядами, которые должны были высаживаться на северном побережье между фьордом Петсамо и заливом Бек-фьорд.

 Назад   1   . . .   270   271   272   273   274   275   276   . . .   362   Вперед 
Статья прочитана: 332
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.