Навигация
Russiarmy.ru
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  ЗИМНЯЯ КАМПАНИЯ 1942/43 г. КОНТРНА…(1)
  ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1943 г. РАЗ…(85)
  КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В С…(191)
  ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ…(203)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ВТОРОГО…(203)
    СОВЕТСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ВО ВТ…(205)
       * * *(226)
Оглавление

Во втором периоде войны была осуществлена коренная реорганизация инженерных войск Резерва Верховного Главнокомандования. В связи с возросшей потребностью в инженерных войсках для обеспечения наступательных операций саперные армии были расформированы и созданы инженерно-саперные и инженерно-минные бригады. Началось формирование понтонно-мостовых бригад, вооруженных парками Н2П грузоподъемностью до 60 т, и понтонно-мостовых полков, вооруженных парками ТМП грузоподъемностью до 100 т. В связи с потребностью сплошного разминирования громадной территории, освобожденной от немецко-фашистских войск, были организованы специальные бригады разминирования.

Уже к концу зимней кампании 1942/43 г. бригада стала основной формой организации инженерных войск Советской Армии. Помимо подразделений войсковых саперов, отдельные роты и батальоны в инженерных войсках были оставлены только для выполнения отдельных специфических задач.

В период подготовки наступательных операций инженерные войска в широком масштабе привлекались для подготовки районов сосредоточения войск. Так, например, при подготовке оборонительных операций на Курской дуге инженерные войска совместно с пехотой, артиллерией и танками проделали исключительно большую работу по оборудованию местности в фортификационном отношении, устройству противотанковых и противопехотных заграждений, подготовке дорожной сети, маскировке и т. д. В ходе боев инженерные войска, взаимодействуя с пехотой, артиллерией и танками, активно вели борьбу с танками противника. Особенно важную роль в этом отношении выполняли подвижные отряды заграждения. Действуя в тесной связи с войсками и главным образом с противотанковой артиллерией, они наносили значительный урон танковым соединениям противника.

Не менее важное место занимали инженерные войска в организации и осуществлении прорыва. Только в период контрнаступления на орловском и белгородско-харьковском направлениях саперы проделали 630 проходов в своих минных полях и минных полях противника, сняли и подорвали более 200 тыс. мин, фугасов и «сюрпризов», установили 15 тыс. мин с целью закрепления захваченных рубежей, построили 130 разных мостов и отремонтировали около 700 км дорог.

Большую работу проделали инженерные войска по обеспечению форсирования рек, что было поучительным для дальнейшего преодоления водных преград в ходе наступления Советской Армии.

Инженерные войска принимали активное участие также в осуществлении маскировочных мероприятий по скрытию боевых порядков войск фронта (армии) и системы инженерного оборудования обороны или исходного района для наступления.

Большое влияние на успех наших войск в оборонительных и наступательных операциях оказало дальнейшее совершенствование управления войсками в операции. Система управления войсками была приведена в соответствие с организационной структурой войск.

Однако и в этом периоде многие старшие начальники стремились еще управлять и командовать соединениями и частями через голову их непосредственных начальников, чем сковывали инициативу этих командиров и снимали ответственность с них за выполнение поставленных перед ними боевых задач. Особенно часто эти недочеты имели место в звене армия, корпус, дивизия. Нередко командующие армиями стремились лично руководить действиями дивизий, бригад, входивших организационно в состав корпусов, отстраняя по существу командира корпуса от организации и управления своими соединениями в бою.

По мере накопления опыта и улучшения руководства войсками более продуманно стали организовываться и проводиться операции. Подготовка операций стала проводиться более тщательно. Это выражалось в своевременной постановке задач, в контроле за ходом подготовки операции, в проведении рекогносцировок на местности, в организации взаимодействия между объединениями и соединениями различных родов войск, между наземными войсками и авиацией, в осуществлении маскировочных мероприятий с целью достижения внезапности, в улучшении использования радиосвязи, в накоплении необходимых материальных средств для успешного ведения операции.

В решении задач, стоявших перед нашими войсками при проведении фронтовых и армейских операций, большое значение имела работа фронтового и армейского тыла по материальному и техническому обеспечению войск.

Работа фронтового и армейского тыла во втором периоде Великой Отечественной войны протекала в сложных условиях. На работу тыла оказывала большое влияние слабо развитая сеть железных дорог и низкая их пропускная способность. Достаточно указать, что в зимней кампании 1942/43 г. в полосе местности, ограниченной пунктами Саратов, Воронеж, Ростов, Сталинград шириною 4£>0—500 км, где действовали четыре фронта, проходило с востока на запад всего два сквозных железнодорожных направления. Кроме этого, на работу тыла влияли недостаточное количество грунтовых дорог с твердым покрытием, слабая обеспеченность фронтов и армий автотранспортом, большие разрушения железных дорог, производимые противником при отступлении.

В ряде операций второго периода войны на один железнодорожный участок базировалось два фронта. Так, например, при проведении Острогожско-Россошанской операции Воронежский фронт базировался на железнодорожный участок Юго-Западного фронта. В битве под Курском в связи с тем, что Воронежский фронт не имел во всей своей полосе сквозного коммуникационного направления, ему предоставлялось на железнодорожном участке Центрального фронта три пары и Юго-Западного фронта две пары поездов в сутки.

В этом периоде для общевойсковых армий обычно самостоятельных железнодорожных участков не выделялось. На один железнодорожный участок базировалось две — три армии. Это приводило к тому, что станции снабжения некоторых армий размещались в тыловых районах других армий.

Распорядительные станции фронтов к началу операции размещались в 100—300 км, а армейские станции снабжения в 30—80 км от линии фронта.

 Назад   1   . . .   217   218   219   220   221   222   223   . . .   226   Вперед 
Статья прочитана: 403
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.