Навигация
Russiarmy.ru
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  ЗИМНЯЯ КАМПАНИЯ 1942/43 г. КОНТРНА…(1)
  ЛЕТНЕ-ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1943 г. РАЗ…(85)
  КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В С…(191)
  ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ…(203)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ВТОРОГО…(203)
    СОВЕТСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ВО ВТ…(205)
       * * *(226)
Оглавление

Новым и поучительным в использовании артиллерии в битве под Курском является проведенная в масштабе фронта артиллерийская контрподготовка, расстроившая боевые порядки изготовившихся к наступлению войск противника. Опыт проведения контрподготовки показал, что наиболее эффективной она была в Воронежском фронте, где ее главным объектом явилось скопление вражеских войск, в первую очередь танков, командные и наблюдательные пункты и лишь наиболее активно, действующие артиллерийские батареи.

В успешном решении задач фронтами и армиями в наступательных и оборонительных операциях второго периода Великой Отечественной войны значительное место принадлежало авиации.

В зимней кампании в составе воздушных армий фронтов, участвующих в основных операциях кампании, в среднем имелось от 200 до 500 самолетов.

В летне-осенней кампании 1943 г., в связи с дальнейшим количественным и качественным ростом самолетного парка, значительно увеличился боевой состав воздушных армий, который в среднем достигал около 800—1000 самолетов.

Задачами авиации являлись: содействие наземным войскам в прорыве обороны противника на всю оперативную глубину путем подавления противника на поле боя, изоляция района боевых действий от подходящих резервов противника, прикрытие наземных войск от ударов вражеской авиации, обеспечение ввода в прорыв подвижных соединений и их действий в глубине, завоевание господства в воздухе.

Как отмечалось уже выше, в ходе контрнаступления под Сталинградом непосредственная авиационная подготовка в силу плохих метеоусловий не проводилась ни в ноябре, ни в декабре 1942 г. Она была осуществлена только в наступательной операции войск Донского фронта по ликвидации окруженной группировки противника в январе 1943 г.

В наиболее полном объеме авиация была использована в наступательных операциях летне-осенней кампании 1943 г.: Орловской и Белгородско-Харьковской. В этих операциях авиационная подготовка своевременно перерастала в авиационную поддержку наступающих общевойсковых армий, а затем вводимых в прорыв подвижных соединений. Одновременно велась борьба за господство в воздухе и предпринимались действия по срыву маневра оперативных резервов противника.

Авиационная подготовка атаки проводилась по-разному; например, за 5 минут до конца артиллерийской подготовки осуществлялся массированный удар авиации, он повторялся через 20 минут после окончания артиллерийской подготовки (Западный фронт в Орловской операции) или удар наносился по окончании артподготовки (Центральный фронт в той же операции).

Авиационная поддержка начиналась с переходом войск в атаку и продолжалась в течение 2—4 часов. В ходе операций для нанесения ударов по противнику воздушные армии расходовали от 40 до 57% всех самолето-вылетов, произведенных за операцию, и на прикрытие наземных войск от 9 до 19%.

Организация командных пунктов авиационных командиров вблизи командных пунктов общевойсковых командиров, в интересах которых действовала авиация, значительно улучшила взаимодействие авиации с наземными войсками.

Если на первом этапе зимней кампании 1942/43 г. пункты управления авиацией создавались только при штабах общевойсковых армий, то уже на втором этапе этой кампании в ходе общего наступления стал широко практиковаться метод посылки представителей командования авиационных корпусов ц авиационных дивизий непосредственно в танковые, механизированные и кавалерийские корпуса. Наличие авиационных представителей истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации в соединениях сухопутных войск благоприятно сказалось на организации взаимодействия между авиацией и подвижными войсками.

В летне-осенней кампании 1943 г. советские Военно-воздушные силы умело применяли маневр по глубине и по фронту, быстро переносили основные свои усилия в масштабе фронта с одного направления на другое, в зависимости от хода боевых действий наземных войск.

Показателем развития искусства Военно-воздушных сил является дальнейшее совершенствование способов организации и осуществления взаимодействия авиации с общевойсковыми и танковыми соединениями. При организации взаимодействия предусматривалось всестороннее планирование и отработка совместных боевых действий путем проведения занятий и учений, приближение авиационных командиров и штабов к общевойсковым командирам и штабам. Авиационные командиры и штабы всех степеней приобрели богатый опыт в управлении авиацией. Значительный успех был достигнут в совершенствовании методов обнаружения целей на поле боя и наведения на них самолетов. Прочно вошел в практику принцип централизации управления авиацией.

Дальнейшим развитием искусства использования авиации в обороне являлись: возросший размах борьбы за завоевание господства в воздухе; переход от действий мелкими группами к сосредоточенным ударам крупными силами штурмовой и бомбардировочной авиации; более тесное взаимодействие фронтовой авиации с сухопутными войсками, а также взаимодействие между воздушными армиями; привлечение фронтовой авиации для контрподготовки; применение новых средств борьбы с танками врага — противотанковых авиационных бомб.

В ходе второго периода войны наряду с дальнейшим развитием форм и способов боевого применения военно-воздушных сил во фронтовой и армейской операции имел место ряд недостатков. К ним, в частности, относится то, что воздушные армии вели борьбу за господство в воздухе главным образом в своих полосах, без взаимодействия с соседними воздушными армиями; очень часто взаимодействие авиации с подвижными войсками было устойчивым лишь в течение первых двух — трех дней наступления, а в дальнейшем оно нарушалось. Серьезные недостатки отмечались и в решении такой задачи, как изоляция района боевых действий от подходящих оперативных резервов врага. Противнику удавалось без каких-либо серьезных помех с воздуха маневрировать своими резервами и наносить сильные контрудары по нашим войскам (в районе Богодухова, на р. Мйус). Очень часто авиация распыляла свои усилия по многим объектам. Вследствие этого главные и решающие объекты обороны противника подавлялись недостаточно.

 Назад   1   . . .   216   217   218   219   220   221   222   . . .   226   Вперед 
Статья прочитана: 389
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.