Навигация
Russiarmy.ru
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  КАМПАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(1)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(2)
    НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ СОВЕТСКИХ…(12)
      ОБСТАНОВКА НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ УЧ…(13)
      ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ(16)
        Решения командующих Ленинградск…(16)
        Планирование боевого использова…(17)
        Планирование боевого использова…(19)
        Организация противовоздушной об…(20)
        Инженерное обеспечение(20)
        Организация управления(22)
        Перегруппировка войск(22)
      ВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИИ(24)
    РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК …(35)
    КРЫМСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ …(71)
  КАМПАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(85)
  ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…(286)
  ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ и ВЫВОДЫ…(327)
Оглавление

При подготовке операции войска 59-й армии проделали значительную работу по подготовке исходного района для наступления. Эта работа велась главным образом стрелковыми частями под руководством саперных командиров и саперов инструкторов. По решению командующего фронтом передовые траншеи войск армии приказывалось иметь в 100—150 и ни в коем случае не далее 300 м от переднего края обороны противника. С этой целью отрывались новые траншеи, и, кроме того, каждый батальон первого эшелона соорудил по 2—4 снежных хода сообщения, шедших от нашего переднего края к переднему краю вражеской обороны. Всего в 59-й армии в подготовительный этап операции было отрыто новых траншей и построено на болотистых участках дерево-земляного забора более 20 км, а также очищено от снега 80 км старых траншей, но требование командующего фронтом о приближении исходного рубежа для атаки на 100—150 м к противнику было выполнено не на всех участках.

Для обеспечения дорожного строительства в полосе наступления армии войска заготовили 60 тыс. фашин и большое количество досок, построили новых и отремонтировали 142 км старых дорог, восстановили и построили 36 мостов. Для преодоления проволочных заграждений было изготовлено 2400 хворостяных матов.

Для пропуска войск и техники через наши минные поля группы разграждения проделали 147 проходов шириной 12— 30 м из расчета 1—2 прохода на стрелковую роту.

Хорошо развитая как в Ленинградском, так и Волховском фронтах инженерная система обороны, дополненная рядом сооружений; возведенных в целях наступления, вполне обеспечила требуемую для размещения войск емкость исходных районов и маневр войсковых соединений.

Организация управления

Войска Ленинградского и Волховского фронтов длительное время находились в обороне и не имели достаточного опыта проведения крупных наступательных операций. В Ленинградском фронте формирование большей части корпусов проходило в течение ноября — декабря 1943 г., вследствие чего корпусные управления были недостаточно сколочены. Войскам фронтов предстояло наступать в лесисто-болотистой местности, затруднявшей управление. Все это предъявляло повышенные требования к командирам и штабам всех степеней в отношении организации управления и связи.

При подготовке операции командующие фронтами осуществляли управление посредством директив и личного общения с командующими армиями.

В Ленинградском фронте разработка планов операций была возложена на армии. На основе директив командующего фронтом в армиях было разработано несколько вариантов наступления. Планы армий детально рассматривались в штабе фронта, корректировались и затем возвращались в армии. Разработка документации по использованию родов войск также осуществлялась в армиях при строгом контроле со стороны командующих родами войск и начальников служб фронта. Аналогичное положение было и при разработке плана наступательной операции 59-й армии Волховского фронта.

О высоком политико-моральном состоянии войск перед наступлением свидетельствует большое количество заявлений о приеме в партию и комсомол. Так, например, с 9 по 13 января в 65, 239 и 310-й стрелковых дивизиях 59-й армии было подано 680, а в артиллерийских частях 6-го стрелкового корпуса этой армии — 260 заявлений о приеме в ряды Коммунистической партии. Количество заявлений о приеме в партию с началом операции возросло. Если в декабре 1943 г. в 59-й армии во 2-й стрелковой дивизии было подано 123 заявления, в 65-й стрелковой дивизии— 189 и в 377-й стрелковой дивизии— 197, то в январе 1944 г. соответственно — 245, 235 и 413.

Серьезным недостатком в партийно-политической работе при подготовке операции являлась недооценка такого важного вопроса, как мобилизация личного состава тыла на своевременную эвакуацию раненых в ходе операции, вынос с поля боя и похороны убитых со всеми воинскими почестями. Особенно много упущений в этом отношении в первые дни операции было в 59-й армии, что отрицательно сказывалось на моральном состоянии личного состава.

Перед наступлением в частях и соединениях были проведены партийные и комсомольские собрания, а также короткие митинги всего личного состава.

В результате проведенной политической работы весь личный состав фронтов и Балтийского флота был готов с честью выполнить возложенную на него задачу — полностью освободить Ленинград от вражеской блокады и очистить всю Ленинградскую область от немецко-фашистских захватчиков.

Перегруппировка войск

В соответствии с принятыми решениями на проведение операции в Ленинградском и Волховском фронтах были проведены крупные внутрифронтовые перегруппировки. Значительный интерес представляет перегруппировка войск 2-й ударной армии на приморский плацдарм в районе Ораниенбаума. Перевозки войск, боевой техники и грузов были возложены, как указывалось выше, на Краснознаменный Балтийский флот. Для перевозок были выделены самоходные баржи, сетевые заградители, пароход, палубные деревянные баржи, металлические баржи, буксиры; в качестве буксиров привлекались также тральщики. После ледостава в Финском заливе к перевозкам были привлечены дополнительно базовые тральщики и ледокол. Посадка войск и погрузка техники и имущества проводились в двух пунктах: в Ленинграде и Лисьем Носу.

Перевозки осуществлялись в чрезвычайно сложных условиях по Невской губе, в непосредственной близости от берега, занятого противником, в зоне действительного огня артиллерии врага. Большое количество войсковых частей, техники и грузов назначенных к перевозке, сжатые сроки, необорудованность и неудобство мест погрузки, сложные условия навигационной обстановки (частые штормы, мелководье, резкое падение воды ниже ординара) создавали исключительные трудности. Особенно сложными из-за мелководья были подходы к Лисьему Носу. В связи с этим по решению Военного Совета фронта строительные части в короткий срок соорудили пирс длиной до 200 м, что позволило плавучим средствам беспрепятственно подходить под погрузку.

 Назад   1   . . .   19   20   21   22   23   24   25   . . .   362   Вперед 
Статья прочитана: 510
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.