Навигация
В начало
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  КАМПАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(1)
  КАМПАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(85)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(86)
    НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ СОВЕТСКИХ…(94)
      ОБСТАНОВКА НА СЕВЕРНОМ УЧАСТКЕ С…(95)
        Характеристика района боевых де…(95)
        Характеристика обороны противни…(96)
      (98)
      ВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИИ(106)
      КРАТКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ(111)
    РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК …(114)
    ЛЬВОВСКО-САНДОМИРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ (1…(156)
Оглавление

Беломорско-Онежский перешеек, на большей части которого действовала 32-я армия Карельского фронта, имеет протяженность 200 и ширину 150 км. Территория перешейка холмистая, местами равнинная, покрыта хвойным лесом и изобилует болотами и озерами. Вне дорог местность труднопроходима. Дорог на перешейке мало.

Местность изрезана густой сетью рек и озер, многие из которых служат внутренними водными путями сообщения. Наибольшее значение в тылу наших войск имел Беломорско-Балтийский канал. Дорожная сеть в этом районе развита слабо.

В целом территория района по своему характеру способствовала противнику в организации прочной обороны и, наоборот, создавала большие трудности советским войскам в осуществлении наступательных операций.

Характеристика обороны противника

Используя выгодные географические условия местности — обилие озер, рек, болот, межозерных дефиле и крупных лесных массивов, финское командование подготовило ряд оборонительных полос, эшелонированных в глубину как в Карелии, так и на Карельском перешейке. На медвежьегорском направлении главная полоса обороны глубиной 3—6 км проходила по линии Лисья Губа, Масельская. Вторая полоса обороны на этом направлении глубиной от 1—2 до 8 км была подготовлена по рр. Остер и Кумса и находилась в 15—20 км от переднего края обороны.

Третья полоса обороны была оборудована на удалении 95—100 км от переднего края главной полосы по рубежу Кудом-Губа, Пяльвозеро. Четвертая полоса обороны находилась на советско-финской границе на линии Лонгонвара, Анттила.

На Онежско-Ладожском перешейке главная полоса обороны проходила по линии Коромыслова, Каковичи, Свирьстрой и далее по правому берегу р. Свирь до Ладожского озера. На важнейших направлениях глубина ее доходила до 5—6 км и включала в себя три позиции. Вторая полоса шла по линии Вознесенье, Мегрозеро, Устье. Третья полоса обороны была подготовлена по линии Эйсола (65 км западнее Петрозаводск), Ведло-озеро, Виддица, четвертая — Анттила, Лоймола, западнее Питкяранта; пятая полоса проходила по линии Корписелькя, Юттулампи, Ляскеля и шестая полоса обороны была подготовлена по линии Маткаселькя, Сортавала.

Помимо основных полос, в обороне финнов имелись промежуточные и отсечные позиции.

В оборонительных полосах противника были построены доты и дзоты, опорные пункты, которые прикрывались минными полями, лесными завалами и проволочными заграждениями. Степень инженерного оборудования оборонительных полос была неодинаковой. Наиболее прочно прикрывались населенные пункты, дороги, межозерные дефиле и места, удобные для прохода войск и техники. Например, на второй полосе обороны Онежско-Ладожского перешейка участок от Мегрозеро до побережья Ладожского озера в инженерном отношении являлся наиболее развитым. Здесь глубина обороны, особенно вдоль основных дорог, достигала 5—8 км с наличием двух — трех оборудованных позиций. Его первая позиция имела 2-3 траншеи, соединенные между собой ходами сообщения. В районах Мегрозеро, Бережная, Сармяги, Обжа-Суежа имелись железобетонные огневые точки, наблюдательные пункты и убежища. Подступы к переднему краю прикрывались минными полями, проволочными заграждениями, противотанковыми рвами и надолбами.

Оборонительные полосы в Южной Карелии эшелонировались в глубину на 170—180 км.

Особенно сильная оборона была создана финнами на Карельском перешейке. Так, на выборгском направлении она состояла из семи оборонительных полос и ряда промежуточных и отсечных позиций, насыщенных большим количеством железобетонных и дерево-земляных сооружений. Первая оборонительная полоса глубиной 3—5 км, оборудованная преимущественно средствами полевой фортификации, проходила от Ладожского озера по линии Таппари, западный берег оз. Лембаловское, Стар. Белоостров и до побережья Финского залива. Эта полоса состояла из отдельных, связанных между собой опорных пунктов и узлов сопротивления. В промежутках между опорными пунктами имелись хорошо оборудованные огневые позиции, главным образом пулеметные.

Основой инженерного оборудования первой полосы обороны являлась траншейная система и дерево-земляные постройки (дзоты, убежища, землянки, а также отдельные доты). Вдоль переднего края проходили две траншеи. В опорных пунктах было отрыто от двух до пяти траншей, связанных между собой через каждые 150—200 м ходами сообщения. Передний край первой полосы на всем протяжении прикрывался густой сетью противотанковых и противопехотных препятствий.

Вторая, наиболее сильная полоса обороны проходила в 15—25 км от переднего края первой полосы по линии оз. Суванто-ярви, Кивеннапа, Метсякюля. Эта полоса являлась главной в системе вражеской обороны. Здесь имелись железобетонные сооружения долговременного типа, которые в сочетании с большим количеством искусственных и естественных противотанковых препятствий усиливали прочность обороны второй полосы. Здесь оборона строилась по системе опорных пунктов и узлов сопротивления, расположенных в большинстве случаев на высотах в межболотных и межозерных дефиле, запирающих направления основных дорог. Протяженность второй оборонительной полосы достигала 80 км, глубина на большинстве участков составляла 3—5 км.

На главном направлении перед всем передним краем второй полосы на глубину до 100 м создавалась полоса противотанковых и противопехотных препятствий. В этой полосе имелись противотанковые надолбы в 3—5 рядов, проволочные сети (3—7 рядов), спирали Бруно, малозаметные препятствия и др. Основные направления были усилены противотанковыми и противопехотными минными полями.

По всему переднему краю, в 40—60 м от проволочных заграждений, проходила сплошная траншея глубиной до 2 м. За траншеей, на расстоянии 20—80 м по всему переднему краю, располагались железобетонные огневые сооружения с броневыми колпаками и железобетонными убежищами емкостью на 20—22 человека каждое.

На основных направлениях, проходивших вдоль дорог, были построены железобетонные артиллерийские полукапониры и капониры.

 Назад   1   . . .   93   94   95   96   97   98   99   . . .   182   Вперед 
Статья прочитана: 23
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.