Навигация
Russiarmy.ru
Книга
Операции Советских Вооруженных Сил …(1)
  КАМПАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(1)
  КАМПАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(85)
  ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…(286)
  ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ и ВЫВОДЫ…(327)
    ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ(327)
    СОВЕТСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО В ОПЕ…(329)
    * * *(353)
Оглавление

Задачи, поставленные перед Советской Армией на этот период, вызвали необходимость дальнейшей моторизации, технического оснащения и количественного увеличения инженерно-саперных бригад и моторизованных инженерных бригад. Это позволило усилить общевойсковые и танковые армии, а также фронты инженерными войсками. Ввод в состав общевойсковой и танковой армий инженерно-саперной бригады создавал благоприятные условия для обеспечения в инженерном отношении наступательной операции армии, а наличие в распоряжении начальника инженерных войск фронта моторизованно-инженерной бригады позволяло ему успешно влиять на осуществление инженерного обеспечения войск фронта.

Формирование новых моторизованных штурмовых инженерно-саперных бригад и увеличение количества горных инженерно-саперных бригад и частей способствовало успешным действиям наших войск по прорыву заранее подготовленной обороны противника, штурму его городов и действиям в горах.

Основным способом боевого использования инженерных войск при подготовке и проведении наступательных операций в 1944 г. было массированное применение их на решающих направлениях, а также маневрирование ими в ходе наступления.

В 1944 г. в действиях Советской Армии определенное место занимала и оборона.

К обороне наши войска переходили с целью экономии сил, удержания занимаемых рубежей и обеспечения подготовки последующих наступательных операций, закрепления в ходе наступления занятых рубежей и отражения контрударов противника, стремившегося задержать наступление наших войск.

После завершения наступательных операций войска переходили к обороне на достигнутых рубежах. В этих условиях оперативное построение войск в обороне включало первый и второй эшелоны или резервы фронта и армий, противотанковые и танковые резервы, подвижные отряды заграждений, зенитные группы, а в армиях еще и армейские артиллерийские группы. Воздушные армии использовались массированно командующим фронтом.

В обороне группировка войск создавалась как в предвидении дальнейшего наступления, так и с учетом вероятных направлений ударов противника.

Противотанковая оборона организовывалась на основе глубоко эшелонированной системы противотанковых районов с использованием артиллерии, танков, инженерных и огнеметных средств. Важную роль в оборонительных операциях по борьбе с танками противника играла авиация.

Плотность артиллерии при организации противотанковой обороны достигала 25—30 и более орудий на 1 км фронта и возрастала до 90—100 орудий в ходе отражения танковых атак противника.

Отражение контрударов противника в ходе наступления характеризовалось временным переходом к обороне на направлении контрудара и широким маневром резервов и сил, привлекаемых с других участков фронта (отражение контрударов противника на внешнем фронте окружения в Корсунь-Шевченковской операции и при закреплении плацдармов на западном берегу Вислы в ходе Белорусской и Львовско-Сандомирской операций).

Опыт наступательных операций 1944 года показал, что проведение наступательных операций с решительными целями и большим размахом требует самой тщательной подготовки тыла, накопления больших запасов боеприпасов, горючего и продовольствия, подготовки железных и грунтовых дорог.

При подготовке и в ходе операции большое внимание уделялось организации подвоза по железным дорогам.

При подготовке операции железные дороги на всех фронтах восстанавливались как можно ближе к линии фронта. Это позволяло резко сократить растяжку тыла, ближе и быстрее подвозить к войскам необходимые грузы, экономить горючее на работе автотранспорта, накапливая его для проведения самой наступательной операции.

В зависимости от оперативной обстановки, начертания и густоты железных дорог, а также активности авиации противника удаление фронтовых распорядительных станций от линии фронта в большинстве случаев составляло 100—250 км.

Станции снабжения общевойсковых армий при подготовке операции размещались в среднем в 30—70 км от линии фронта.

В 1944 г. гораздо шире, чем в 1943 г., практиковалось выделение для общевойсковых армий самостоятельных железнодорожных участков. Выделение для армий самостоятельных железнодорожных участков повышало возможности армии по перевозке войск и грузов, эвакуации раненых и техники.

В ходе операции в связи с отставанием темпов восстановления железных дорог от темпов продвижения войск отрыв фронтовых распорядительных станций от войск достигал 400—500 км, армейских станций снабжения—100—150 км, что приводило к резкому удлинению грунтовых участков подвоза для армейского и войскового тыла. В результате в войсках в некоторые периоды операции ощущался недостаток з боеприпасах и горюче-смазочных материалах, хотя на армейских базах и фронтовых складах имелись значительные запасы.

Отрыв в ходе операции от войск фронтовых распорядительных станций и армейских станций снабжения в первую очередь зависел от темпа восстановления железных дорог, разрушенных противником при отходе, а также от средств и сил, выделенных для восстановления их. При массовых разрушениях темп восстановления достигал 6 км, при средних и частичных — 8—10 км в сутки. Однако опыт некоторых наступательных операций 1944 г. свидетельствует о том, что снижение степени разрушения железных дорог может быть достигнуто в результате высоких темпов наступления, а также благодаря осуществлению заранее намеченных мероприятий оперативного порядка. К ним можно отнести захват подвижными войсками станций, мостов и отдельных участков железной дороги, что задерживало движение многочисленных эшелонов противника и не давало ему возможности использовать путеразрушители. Благодаря этому теми восстановления железных дорог резко возрастал и достигал в среднем 21,2 км в сутки (3-й Белорусский фронт в Белорусской операции).

 Назад   1   . . .   343   344   345   346   347   348   349   . . .   362   Вперед 
Статья прочитана: 288
Новинки

Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том II Операции Советских Вооруженных Сил в Период Коренного Перелома в Ходе Великой Отечественной Войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.)



Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том I Операции Советских Вооруженных Сил в Период Отражения Нападения Фашистской Германии на СССР (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.)


© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам.