Навигация Russiarmy.ru Книга Операции Советских Вооруженных Сил …(1) КАМПАНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(1) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА К …(2) * * *(4) НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ СОВЕТСКИХ…(12) РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК …(35) КРЫМСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ …(71) КАМПАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1944 года…(85) ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…(286) ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ и ВЫВОДЫ…(327) Оглавление |
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был бы немыслим без огромной организаторской деятельности Коммунистической партии, самоотверженного труда советских людей на фабриках и заводах, в шахтах и рудниках, на транспорте и в сельском хозяйстве. Благодаря трудовым усилиям рабочего класса валовая продукция нашей промышленности в 1943 г. по сравнению с 1942 г. возросла на 17%. Рабочие, колхозники и трудовая интеллигенция, несмотря на тяготы войны, своим героическим трудом продолжали обеспечивать Советские Вооруженные Силы вооружением, боеприпасами, снаряжением и продовольствием. Черная металлургия обеспечивала металлом производство вооружения и боеприпасов для Советской Армии и с каждым месяцем увеличивала выпуск чугуна, стали, проката. В 1943 г. угольная промышленность добилась больших успехов. В основных угольных районах добыча угля резко возросла. Наращивание мощностей тяжелой промышленности, особенно в восточных районах страны, явилось базой дальнейшего подъема военного хозяйства СССР. К концу 1943 г. производство всей промышленной продукции в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии увеличилось по сравнению с 1940 г. в 2,9 раза, а по отношению ко всему промышленному производству СССР продукция этих районов выросла более чем втрое. Непрерывно увеличивалось производство военной техники в восточных районах СССР. Так, в 1943 г. производство военной продукции возросло по сравнению с 1940 г. на Урале — в 6 раз в Поволжье — в 11 раз, а в Западной Сибири — в 34 раза. Самоотверженно трудилось и колхозное крестьянство. Несмотря на серьезное ослабление технической базы сельского хозяйства, уменьшение рабочей силы, несмотря на то, что к началу 1944 г. значительная часть важных сельскохозяйственных районов Украины, Белоруссии, Молдавии и других республик еще не была освобождена от врага, наши колхозы и совхозы обеспечивали фронт и тыл продовольствием, а промышленность — сырьем. В этом сказались силы и жизненность колхозного строя. Большую роль в деле оказания помощи фронту сыграл наш транспорт, особенно железнодорожный. Преодолевая трудности военного времени и недостаток топлива, советский транспорт обеспечивал своевременный подвоз на фронт вооружения, боеприпасов, продовольствия, обмундирования и других видов снабжения. В 1943 г. в работе транспорта Советского Союза наступило значительное улучшение. Эксплуатационная длина железных дорог увеличилась за год на 19 тыс. км, парк паровозов возрос на 2 тыс. единиц и парк товарных вагонов — на 56 тыс. единиц. Неоценимую помощь фронту оказывала и советская интеллигенция. В творческом содружестве с рабочими и колхозниками она улучшала организацию промышленного и сельскохозяйственного производства, вела плодотворную работу по совершенствованию военной техники и созданию новых типов вооружения для всех видов вооруженных сил и родов войск. В 1943 г. в связи с начавшимся массовым изгнанием врага из пределов Советского Союза широким фронтом развернулась работа по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков. 22 августа 1943 г. было опубликовано Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В Постановлении излагалась программа мероприятий по восстановлению хозяйства в Калининской, Смоленской, Орловской, Курской, Воронежской, Сталинградской, Ростовской и Тульской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях и частично в Харьковской и Сумской областях. Советский народ горячо откликнулся на это Постановление. В 1943 г. и в первом полугодии 1944 г. в освобожденных районах была проделана большая работа по восстановлению промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Особенно успешно восстанавливалась черная металлургия юга. Был введен в эксплуатацию ряд крупных доменных и мартеновских печей, прокатных станов, коксовых батарей, крупных электростанций в Донбассе, Сталинграде, Воронеже и других городах. Возрождались предприятия легкой промышленности, колхозы, совхозы и машинно-тракторные станции, начали работать школы, больницы. Восстанавливаемая промышленность и сельское хозяйство освобожденных районов становились мощным дополнительным источником увеличения материально-технических ресурсов нашего военного хозяйства. Воодушевленный победами Советской Армии, наш народ сосредоточил все усилия на увеличении производства и дальнейшем усовершенствовании вооружения, особенно самолетов, танков, орудий и самоходной артиллерии. В ходе войны военные конструкторы, опираясь на боевой опыт, создавали новые типы боевой техники, постоянно совершенствуя и улучшая существовавшие образцы. К началу 1944 г. были достигнуты дальнейшие успехи в улучшении качества наших самолетов, повышении их тактико-технических данных. Советская авиационная промышленность организовала выпуск новых скоростных истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, вооруженных крупнокалиберными пулеметами, авиационными пушками и реактивными снарядами. Количество самолетов всех типов, выпущенных в 1943 г. составило 34 741 против плана в 34 044 самолета (или 102%). Выпуск самолетов в 1943 г. по сравнению с 1942 г. увеличился на 9501 самолет (или 38%). При этом в 1943 г. резко увеличился выпуск боевых самолетов, которых было произведено 29 823, что составило 86% от общего количества выпущенных в этом году самолетов. Увеличение выпуска боевых самолетов в 1943 г. по сравнению с 1942 г. составляло 8246 самолетов (или 38%). Среднемесячное производство самолетов в 1942 г. составляло 2100; а в 1943 г. 2900 самолетов, в том числе боевых самолетов соответственно 1800 и 2490. Производство самолетов в 1942 и 1943 гг. показано в табл. 2. Из приведенной таблицы видно, что в 1943 г. возрос выпуск новых типов самолетов. Так, например, выпуск самолетов Ла-5 начался с июля 1942 г. До конца года было произведено 1129 1аких самолетов, а в 1943 г. их выпуск составил 5047 самолетов. В 1942 г. было выпущено только 59 самолетов Як-9, а в 1943 г. — 2491 самолет. Статья прочитана: 475 |
Новинки Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том IV Операции Советских Вооруженных Сил в Период Завершающих Побед Советского Союза над Фашистской Германией (январь - май 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил по Разгрому Квантунской Армии Японии (август 1945 г.) Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной Войне 1941-1945. Том III Операции Советских Вооруженных Сил в Период Решающих Побед (январь - декабрь 1944 г.) |
© 2020 RussiArmy.RU - электронная библиотека в которой можно читать онлайн книги про СССР бесплатно. Все материалы взяты из открытых источников и представлены исключительно в ознакомительных целях. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. |